Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
Если у ребёнка дисграфия
Часто повторяющиеся, порой нелепые, необъяснимые ошибки в письме ребёнка свидетельствуют о дисграфии – затруднении в овладении письмом. К таким детям не всегда хорошо относятся учителя, дома их ругают и наказывают родители, в классе дразнят сверстники.Чаще всего у ребёнка дисграфия наблюдается одновременно с дислексией (затруднением овладения чтением), но иногда эти нарушения могут встречаться изолированно. При этом возникновение ошибок никак не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка.В мире насчитывается от 5% до 15% людей с дислексией и дисграфией. Многие великие люди страдали этим недугом – Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Владимир Маяковский. Среди голливудских знаменитостей тоже много дислексиков, например, Том Круз.
Основные формы дисграфии
Различают несколько форм дисграфии. При фонематической (акустической) дисграфии детям трудно услышать звуковой состав слова. На письме это проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Ребёнок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал. Например, словосочетание «Мишина машина» для него звучит как «мыши на машине» или как «лишняя машина». Если у вашего ребёнка к пяти годам не исчезли звуковые замены, незамедлительно обращайтесь за помощью к специалисту. Оптическая (зрительная) форма дисграфии обусловлена неустойчивостью зрительных представлений. Смешиваются и взаимозаменяются похожие по рисунку буквы (З-Э, Р-Ь), буквы, отличающиеся дополнительными элементами (Л-Д, З–В), буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (Н–П–И, Т–Г). Дети, которым трудно запомнить букву зрительно, могут перевернуть её, пропустить, добавить лишний крючок или написать зеркально. Аграмматическаядисграфия связана с нарушением грамматического строя речи («выбежал из дерева», «девочка пошёл», «выходные день»).При дизорфографии у ребёнка отсутствует «чутьё» на орфограммы. На странице он может допустить от 15 до 60 ошибок. Ребёнок знает правила, а применить их не может.
Причины дисграфии
Одной из самых частых причин дисграфии у детей является нарушение функции головного мозга, возникшее в процессе патологически протекающей беременности мамы, родов, либо осложнений, которые развились в первые дни жизни новорожденного.Также специфические ошибки на письме в школе – следствие нарушения устной речи дошкольников. Научите ребёнка рассказывать, его речь должна быть грамматически правильно оформлена, у него должен быть хороший словарный запас, правильно сформировано звукопроизношение.Кроме того, несформированная в срок ведущая роль одного из полушарий головного мозга может вызывать трудности в освоении письменной речи.
Что делать?
Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте. Дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.Если у вашего ребёнка дисграфия, не надо паниковать, ругаться и кричать. Спокойно сядьте с учителем-дефектологом и разберитесь в характере ошибок. Нет общего совета, какую коррекционную программу выбрать для ребёнка. Занимайтесь с ребёнком устной речью: в этом помогут игры и упражнения на звуковой анализ слова. Помогите ему разбить большое домашнее задание на несколько маленьких, чтобы он выполнял их постепенно, с перерывами, паузами для отдыха.Приучайте младшего школьника сравнивать свои последние достижения с собственными успехами за неделю, за месяц до происходящего. При этом сами не сравнивайте его со сверстниками!Устраивайте чаще для ребёнка занятия, развивающие мелкую моторику рук и активизирующие работу различных участков мозга: рисование, лепка, выкладывание узоров из мозаики. Следите за собственной речью, пусть она будет выразительной и грамотной.
Чего делать нельзя?
Не заставляйте ребёнка читать и писать с утра до вечера, как бы плохо он это ни делал. Не надо усаживать ученика читать большие тексты и писать с ним большие диктанты. Заданную учителем книгу лучше прочтите вслух или купите диск. Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему своё раздражение. Чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.Не стоит устраивать ребёнку проверки на скорость чтения и любых публичных проверок вообще. Не делайте сами и попросите учителя не делать этого.Не старайтесь исправить всё сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк. Терпения вам и мужества!
раскрыть » / « свернуть