От увлечения – к профессии.
Педагогические классы: опыт и перспективы
(Станкевич Н.Н., заместитель директора по учебной работе)
Колодич Татьяна является учащейся группы педагогической направленности четвертого набора. В октябре 2018 года по итогам участия в республиканском конкурсе «Лучший педагогический класс» награждена диплом I степени. По окончании школы планирует стать студенткой педагогического ВУЗа.
Дадеркина Ангелина, Балук Анастасия – выпускницы второго набора групп педагогической направленности. Сегодня – они студентки филологического факультета БГПУ им. Танка. С выбором специальности у девушек не было проблем. Имея средний балл аттестата 9,5, они не сомневались, что после школы свяжут свою жизнь с педагогикой.
Балук Анастасия – победитель городского этапа конкурса творческих работ «Праз творчасць у прафесію жыцця», победитель областного конкурса «Мая Беларусь. Мая будучыня», дипломант городской конференции «Нравственные ценности – в будущее человечества».
Дадеркина Ангелина – дипломант ученической научно-практической конференции «Шаг в науку», дипломант II Республиканской научно-практической конференции «Педагогические классы: опыт и перспективы», дипломант Международной конференции «Вторая мировая война в исторической памяти народа».
В «Настаўніцкай газеце» за 15 ноября 2018 года размещена статья «Шлях у педагогіку: бачу мэту – не бачу перашкод», которая посвящена лучшим выпускникам педагогических классов республики. И среди них наша Ангеліна. «Обучение в группе педагогической направленности дало возможность овладеть не только теоретическими знаниями, но и проявить, показать себя творчески, на практике», – рассказывает девушка, вспоминая свои школьные годы. В статье Ангелина рассказывает, как пришла к решению стать педагогом, о роли группы педагогической направленности, о роли учителей школы, педагога русского языка и литературы Урбан Ж.В. при выборе будущей профессии.
Выпускники групп педагогической направленности, нынешние студенты, отмечают, что учиться им проще, чем другим, так как в школе они получили определённый опыт коммуникативного общения, опыт работы с детьми, опыт самопрезентации, участия в научных конференциях, конкурсах, мероприятиях.
Целенаправленную работу с учащимися групп педагогической направленности по формированию активной, творческой, мотивированной на успех личности учреждение образования ведет с 2015 года. В 2015/ 2016 учебном году была организована первая группа из 6 учащихся десятых классов, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне.
Первый выпуск состоялся в 2017 году: из шести учащихся пятеро (83%) избрали педагогические специальности, из них два медалиста.
Следующий выпуск был в 2018 году. 80 % – студенты педагогических вузов, самый низкий балл – 9. В 2019 году выбрали обучение в высших учебных заведениях страны по педагогическим специальностям четверо выпускников.
В нынешнем учебном году в группах педагогической направленности в 10, 11 классах обучается 13 учащихся. Ребята в рамках учебных часов изучают учебные предметы «Русский язык», «Немецкий язык» на повышенном уровне. Кроме этого, на протяжении 10, 11 классов осваивают программу факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию». При освоении программы в полном объеме по окончании 11 класса учащимся будут выданы рекомендации-характеристики, а в аттестате об общем среднем образовании сделана соответствующая запись. Это даст возможность выпускникам поступать на определенные педагогические специальности без экзаменов.
Посещение обязательного факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию» способствует приобретению полезных психолого-педагогических знаний, помогает осмыслить специфику профессии, способствует созданию благоприятных условий для общения, самовыражения, приобщает к будущей педагогической деятельности. Содержательное поле структурировано в четыре модуля. Модули «В мире педагогической профессии» и « Я в педагогической профессии» в X и в XI классах ведет учитель белорусского языка и литературы Кенда Людмила Анатольевна. Модули «Человек познающий: практическая психология познания» и «Познай самого себя» преподает педагог - психолог школы Воробьева Ирина Владимировна. На занятиях учащиеся узнают об истории педагогики, знакомятся со знаменитыми педагогами, открывают для себя секреты педагогического мастерства, повышают психологическую культуру, осуществляют первичную самодиагностику своих способностей.
Представление о педагогической профессии у ребят формируется через посещение уроков педагогов школы, участие в педагогических пробах, Днях самоуправления, круглых столах с ветеранами педагогического труда, через участие в общешкольных, городских и республиканских мероприятиях, экскурсионную деятельность.
«Педагогические пробы» – это обязательная часть программы факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию». С нетерпением и волнением ожидают их ребята. Предварительно проводится большая подготовительная работа: учащиеся посещают уроки опытных педагогов, совместно с ними их анализируют, получают консультации от учителей, разрабатывают планы-конспекты. Как итог такой работы – проведение уроков самими учащимися. В основном для проведения педагогических проб ребята выбирают младшие классы. Самые смелые и уверенные пробуют себя в роли учителей в старших классах.
Развитию мотивов профессионального выбора способствует ведение учащимися педгруппы портфолио, в котором накапливается материал, отражающий личные мысли о педагогах, педагогической профессии, впечатления от первых посещенных уроков, а также собственных первых проб в роли учителя или воспитателя.
Изучение содержания факультатива заканчивается итоговым занятием по представлению портфолио «Я – педагог», включающего результаты освоения всех четырёх модулей учебной программы факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию».
Одним из направлений работы групп педагогической направленности является сотрудничество с Пинским колледжем УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», Белорусским государственным педагогическим университетом им. М. Танка, Брестским государственным университетом им. А.С.Пушкина. Ребята со своими педагогами посещают Дни открытых дверей, участвуют в проектах, конференциях, организуемых данными учебными заведениями.
Учащиеся групп педагогической направленности становились активными участниками проекта «Студент на день», «Студент на неделю», организованных БГПУ им. М.Танка, открытого занятия «Я выбираю педагогическую профессию», выступали с докладами на научно-практических конференциях в Пинском колледже УО «Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина», на декаде студенческой науки в БГПУ им. Танка. Выступление Симаковой Дарьи, учащейся педгруппы, с научным исследованием «Тревога и страх: нужно ли с ними бороться» «Научный StandUp»: «Будущие педагоги – о современном ребенке» было отмечено сертификатом.
Еще одно направление – участие в смене «От увлечения – к педагогической профессии», организованной Национальным детским образовательно-оздоровительным центром «Зубренок», ежегодно по итогам смены ребята привозят дипломы и благодарности от руководства лагеря в адрес учреждения образования.
Нельзя забывать, что учащиеся педагогических групп – будущие учителя, поэтому процесс обучения и воспитания тесно взаимосвязан. Наш выпускник должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, принимать решения и нести за них ответственность, быть уверенным в себе и терпимым к другим людям.
Волонтерская деятельность, организованная среди учащихся педгрупп направлена на формирование ценностных ориентаций посредством включения ребят в социально значимую деятельность. За вклад в развитие волонтерского движения творческий коллектив групп педагогической направленности получил благодарность отдела идеологической работы Пинского горисполкома.
Учащиеся групп педагогической направленности под руководством опытных педагогов школы активно участвуют в работе школьного научного общества учащихся «Интеллектуал», готовят и проводят интересные мероприятия: конкурсы, интеллектуальные турниры, игры с элементами тренинга, подвижные игры, интерактивные информационно-образовательные минутки. А летом являются вожатыми в школьном лагере «Ромашка».
Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что «только личность может воспитать личность». С этим трудно не согласиться. Личность учителя – основное условие и средство успеха в процессе формирования активного, творческого, мотивированного на успех гражданина.
Педагоги, которые работают с учащимися групп педагогической направленности, не отстают от своих воспитанников, постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещают семинары, принимают участие в республиканских конференциях.
раскрыть » / « свернуть