Тема, цели, задачи и формы самообразования
Тема самообразования определяется, исходя из:
1) методической темы школы;
2) затруднений педагогов;
3) специфики их индивидуальных интересов.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 4-х лет.
Целями самообразования могут быть:
– повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
– изучение и внедрение новых педагогических технологий;
– изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
– совершенствование своих знаний в области педагогической психологии.
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Формы самообразования учителя
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальные и групповые. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
Виды деятельности, составляющие
процесс самообразования:
- систематический просмотр определенных телепередач,
- чтение конкретных педагогических периодических изданий,
- чтение методической, педагогической и предметной литературы,
- обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий,
- решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему, предмету повышенной сложности или нестандартной формы,
- посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег,
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами,
- изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов,
- изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики,
- систематическое прохождение повышения квалификации,
- проведение открытых уроков для последующего анализа со стороны коллег,
- организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету,
- изучение информационно-компьютерных технологий,
- общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете,
- ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни - большое препятствие для профессионального роста.
Результаты самообразования
могут быть следующими:
- повышение качества преподавания учебного предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования,
- разработка новых форм, методов и приемов обучения,
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядности,
- выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приемов, технологий обучения,
- создание комплектов методических разработок,
- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Формы представления результатов самообразования
Выступления (отчет) на:
- заседаниях МО, МС, педсовете,
- семинарах,
- конференциях,
- педчтениях,
- форумах.
Проведение:
- практикума,
- тренинга,
- мастер–класса,
- открытых учебных занятий,
- творческого отчёта,
- педагогической мастерской,
- дня открытых дверей,
- педагогической выставки.
Подготовка:
- реферата,
- публикаций,
- методических разработок,
- серии учебных занятий,
- портфолио,
- педагогического проекта
Участие в профессиональных:
- конкурсах
- смотрах
- КВНах
- викторинах
Примерный план отчета по самообразованию
- Обоснование выбора темы.
- Цель и задачи работы над темой.
- Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы.
- Какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях.
- Какой предполагается результат и форма его представления
АЛГОРИТМ
работы педагога над темой самообразования
- Выбор темы самообразования:
- ознакомление с нормативными правовыми, научно-методическими и учебно-методическими документами;
- самоанализ и рефлексия собственной профессиональной деятельности;
- обзор литературных источников;
- определение и формулирование темы самообразования.
- Детальное ознакомление с научно-методической литературой:
- составление списка изученной литературы;
- создание банка информации (выписки из литературных источников).
- Ознакомление с эффективной практикой педагогов
- посещение учебных и дополнительных занятий,
- наблюдение, анализ, сопоставление).
- Внедрение полученных знаний и практических действий в практику своей педагогической деятельности.
- создание банка собственных разработок проведения учебных и дополнительных занятий и др.
- Анализ и оценка результатов опыта работы над темой самообразования, формулирование выводов и предложений.
- отчет о полученных результатах перед коллегами.
раскрыть » / « свернуть