СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов- это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Обратите внимание на питание ребенка:во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
12.Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
· внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
·если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
·если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Семейная психотерапия.
Необходимо создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с экзаменами. Такая среда создается следующими приемами:
Более частый контакт родителей с ребенком – в перерывах между его занятиями, за совместной едой, вечером перед сном.
Совместное и ежедневное подведение позитивных итогов дня – вечерами за чаем Вы можете рассказывать ребенку, что самого успешного было у Вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену. Каждый успех взаимно поощряется.
Совместные с ребенком воспоминания о прошлых успехах в сдаче экзаменов.
Вы можете рассказать ребенку о своих собственных переживаниях на экзаменах и иных испытаниях и об опыте их успешного преодоления.
Стиль общения с ребенком – оптимистический, задорный, с юмором.
Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить ребенка к успеху, удаче, но при этом известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа «Я должен получить отличную оценку», «Я должен ответить во что бы то ни стало», лучше сформулировать конкретно «Я должен доказать теорему или решить задачу …».
Возможность провала становиться для ученика показателем его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это проверка на право чувствовать себя человеком.
В период подготовки к выпускным экзаменам учителям не нужно быть категоричными в оценках достижений, а особенно личностных качеств учащихся. Взрослому окружению необходимо направить внимание учащихся на осознание значения экзаменационной ситуации, подчеркнуть ответственность самих выпускников за результаты, которые повлияют на дальнейшие перспективы обучения в вузе, техникуме, училище.
А теперь о самой ситуации подготовки к выпускным экзаменам. Родители задают вопрос, стоит ли менять режим дня при подготовке к экзаменам. Не следует радикально менять свой режим дня. Желательно сохранить привычный ритм сна и бодрствования. Организм учащихся привык в 7 часов пробуждаться, а в 11 ложиться спать. Чтобы не было переутомления, сон должен быть не менее 7-8 часов. Сокращение времени, отведённого на сон, не только приведёт к плохому психическому самочувствию, вялости, апатии, но и снизит эффективность подготовки к Экзамену. Выпускникам необходимы прогулки на свежем воздухе 1-2 часа, чередование труда и отдыха. Продуктивным является график: 40 минут подготовки и 15 минут отдыха, как во время занятий в школе. Самые трудные задания выполняются в те часы, когда организм развивает максимальную активность. Первый пик активности приходится на 9-12 часов, а второй — на 17-20 часов. Советуем обратить внимание на режим питания. Рекомендуется 4-5-разовое питание.
Интеллектуальная подготовка к выпускным экзаменам имеет свои особенности. Следует подчеркнуть значение самодисциплины. Как правило, по мнению учащихся, им не хватает времени на подготовку. Проводились исследования временного интервала относительно подготовки к любому виду деятельности. Выявлена закономерность, сколько бы времени не отводилось, его всегда не хватает и достижение цели зависит от правильного распределения времени. Советуем учащимся поэтапно двигаться к поставленной цели, рационально организуя своё время. Подготовьте письменное расписание, в котором укажите конкретные действия с конкретными сроками выполнения. Это поможет избежать ненужного беспокойства. Если при подготовке к выпускным экзаменам у вас возникнет ощущение невыполнимости, то запланированный результат и не будет достигнут. Прежде всего думайте о первых шагах к достижению цели, оставив в стороне все прочие дела. Важна позитивная когнитивная установка: «Я хорошо подготовлюсь и добьюсь прогнозируемого результата».
При подготовке к выпускным экзаменам большое значение имеет наличие умений работать с учебником. При повторении материала обращайте внимание на название тем, они определяют смысловые ориентиры. Акцентируйте внимание на выводах и резюме в конце параграфа, раздела, на основных понятиях. Такое повторение будет целенаправленным и осмысленным. Имеет значение учёт индивидуальных особенностей развития когнитивных процессов учащихся, индивидуального стиля деятельности. Эта система обусловлена индивидуально-типологическими особенностями человека. Аналитическая стратегия усвоения материала — низкий темп, большое число повторений, малая вариативность заданий, акцент на произвольное запоминание. Синтетическая стратегия — использование интерактивных форм и методов (повторение в парах, группах), разнотипность заданий, склонность к конструированию и компоновке деталей. Классным руководителям необходимо обратить внимание и довести до сведения родителей особенности подготовки учащихся, имеющих слабый тип высшей нервной деятельности. Слабый тип нервной системы имеет ученик меланхолического темперамента. Слабость нервной системы — это склонность к астении, переутомлению. В то же время это мыслительный тип, глубоко проникающий и видящий смысл изучаемого. Эти дети любят работать обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание, поэтому благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работы, им легче действовать по шаблону, схеме. Предпочитают при повторении материала задействовать внешнюю опору (графики, схемы, рисунки). Склонны тщательно контролировать результаты. С целью профилактики переутомления родителям необходимо контролировать чередование труда и отдыха ребёнка. Не забывайте о расслаблении, переключении на физические действия. Небольшой отдых поможет учащимся сосредоточиться и с новыми силами приступить к работе.
В момент начала выпускного экзамена, если возникает тревога, страх, рекомендуем провести дыхательную гимнастику — медленное дыхание со счётом. Советуем учителям и родителям самим успокоиться, так как напряжение обязательно передастся учащимся. Надеемся, что наши советы при подготовке к выпускным экзаменам помогут достичь прогнозируемых результатов
разгарнуць » / « згарнуць